Среда
12.05.2021
22:58

RSS
 Aдрес:

456304, Российская Федерация,
Челябинская область, город Миасс, 
пл. Предзаводская, 9; пр. Автозаводцев, 8а

Связь с руководителем:
8 (3513) 55-12-49; 8 (3513) 55-12-63
 miass-dou9@bk.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №9"

Главная
Сведения об образовательной организации
Сведения о ДОУ

Запись в ДОУ




Нам важно Ваше мнение

Во имя Великой Победы!




Статистика


«Горе от ума»: последствия раннего обучения

 

А.Н. Бузынина, педагог-психолог МБОУ СОШ № 7, г. Нижний Новгород

 

Часто родители, преследуя свои цели и реализуя собственные мечты, стремятся как можно раньше (уже с трех лет!) начать обучать ребенка чтению, математике, английскому языку и другим «важным наукам». При этом мало кто из них задается вопросами: а нужно ли ребенку столь раннее приобщение к образованию, что оно даст? А главное — какие последствия несет?

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Дискретность (от лат. discretus — разделенный, прерывистый) — прерывность; противопоставляется непрерывности. Например, дискретное изменение какой-либо величины во времени — изменение, происходящее через некоторые промежутки времени (скачками).

Гетерохрония (от гетеро греч. chronos — время) — изменение в процессе эволюции темпов эмбриогенеза (начального периода развития организма, протекающего в зародышевых оболочках) различных органов.

К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, таким как ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение и т. п., относится и слишком раннее обучение. Чтобы разобраться, как оно влияет на дошкольника, обратимся к физиологии и нейропсихологии.

Биологическое развитие организма в онтогенезе подчиняется строгой закономерности на всех его стадиях. У каждого функционального звена, психической функции своя программа развития, включающая относительную дискретность, гетерохронию, фазовые динамические характеристики процессов формирования.

Смысл гетерохронного созревания мозга заключается в том, что корковым, подкорковым и стволовым образованиям необходимо как можно скорее начать функционировать и обеспечивать жизненно важные функции ребенка. Созревание центральной нервной системы протекает в соответствии с четкой программой, контролируемой генетически и реализуемой после рождения.

Формирование психики непосредственно связано с темпами роста и созревания головного мозга. Это процесс длительный и неравномерный по его зонам и уровням на разных возрастных этапах. Развитие идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми, как отмечал Л.С. Выготский. Старый уровень переходит в новый и существует в нем, создавая его базис. Парная работа мозга в онтогенезе формируется поэтапно.

Этап 1. От внутриутробного периода до 2–3 лет. В это время закладывается базис — первый функциональный блок мозга, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования.

Раннее обучение существенно обостряет проблемы школьников в усвоении знаний. Особенно это относится к мальчикам, у которых мозг созревает еще медленнее, чем у девочек. Установлено, что к школьному обучению не готово около 16% первоклассников, а у 30–50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости.

Этап 2. От 3 до 7–8 лет. Указанный период характеризуется активизацией нервных волокон, осуществляющих взаимодействие между полушариями. Эта зона мозга обеспечивает межполушарную организацию процессов запоминания. На данном отрезке онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии, формируются преобладающая функция полушарий по речи, сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха, функциональной активности. Второй функциональный блок принимает, перерабатывает и хранит информацию.

Нарушение формирования этого уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости.

Этап 3. От 7 до 12–15 лет. В таком возрасте происходит становление межполушарного взаимодействия, формируются транскаллозальные связи, когнитивный стиль личности и обучения, закрепляется приоритет лобных отделов левого полушария. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели и контролировать их выполнение, рефлексировать, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Третий функциональный блок организует активную, сознательную психическую деятельность.

Срок перехода от одного этапа к другому строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать, прежде чем чего-либо требовать от ребенка. Если предлагаемая задача входит в противоречие с актуальным состоянием мозга ребенка, происходит энергетическое обкрадывание.

Согласно многочисленным исследованиям российского нейропсихолога А.В. Семенович, энергетический потенциал мозга в каждый момент времени ограничен. Если энергия тратится на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то ее дефицит возникает в том направлении, на котором в этот период она была актуальна. Соответственно, когда внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг делает это за счет каких-то других структур психики.

Возраст от 2 до 3 лет — это период активного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы. Когда взрослые перегружают познавательные процессы ребенка преждевременным обучением письму, чтению и счету, происходит изъятие энергии, в частности, у эмоций, чувственного развития. В связи с этим эмоциональная сфера ребенка остается недоразвитой.

Реакция на раннее обучение может оказаться отсроченной и в дальнейшем проявиться в различных эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических проявлениях, логоневрозе (заикании), дизартрии (нарушении речи), тиках и навязчивых движениях. Опережающая нагрузка на одни отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму, счету, в силу своей энергоемкости истощает другие образования, которые уже завершили развитие, утратив пластичность и ресурсы для восстановления. В этом случае ребенок на фоне высоких достижений в области литературы и математики демонстрирует отсутствие элементарных навыков (не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и др.), зачитывая «до дыр» энциклопедию, остается беспомощным в быту.

Ребенок, по словам советского психолога и философа С.Л. Рубинштейна, развивается, воспитываясь и обучаясь, а не одновременно развивается, воспитывается и обучается, т. е. воспитание и обучение включаются в процесс его развития, а не надстраиваются над ним.

В заключение в качестве иллюстрации вышесказанного приведем пример возможных последствий раннего обучения.

На консультацию пришла мама ученика второго класса. Ее волновали поведение и низкая успеваемость сына. Мальчик не может установить нормальный контакт с одноклассниками, часто по своей инициативе вступает в конфликты.

Из беседы с мамой было установлено, что ребенок с четырех лет посещал центр, где активно изучал английский язык. Родители хотели с раннего детства обучать его серьезным наукам, поскольку видели, что у него есть «потенциал». К концу дошкольного возраста мальчик стал часто болеть и все реже посещал детский сад, находясь на домашнем лечении по месяцу и более. С началом обучения в школе у него возникли новые проблемы. Интерес к занятиям у ребенка нестабильный. На уроках он отвлекается, игнорирует замечания учителя, может нарисовать что-нибудь в рабочей тетради. Мальчик часто болеет, в первом классе пропустил по болезни целую четверть. Во втором классе имеет по английскому языку неудовлетворительные оценки, по остальным предметам — «хорошо» и «удовлетворительно», иногда встречается «неудовлетворительно».

В ходе беседы с учеником установлено, что он легко вступает в контакт, но не соблюдает субординацию, стремится перебить, представить собственную историю, переключиться на свою тему. Эмоциональный фон устойчивый, мимика живая, выразительная, речь правильная, словарный запас активный, соответствует возрасту, кругозор широкий. Ребенок самостоятельно выполняет такие операции, как классификация, сравнение, обобщение, исключение, аргументирует свой выбор, устанавливает причинно-следственные связи. В то же время налицо истощаемость внимания: выполняя задание, ребенок быстро теряет интерес к нему и начинает заниматься посторонними делами.

Из этого примера видно, что последствия раннего изъятия психической энергии отчетливо проявились с поступлением ребенка в школу. Сами того не подозревая, родители в период младшего дошкольного возраста сына запустили механизм, который вызвал нарушения в его развитии. В дальнейшем таким детям и их родителям рекомендуется консультация нейропсихолога, а также семейное консультирование.

 

 

© Материал из Справочной системы «Образование».

Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/440633/9ecca2a800/?of=copy-895d85baad

Поиск

Календарь
«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Новости ДОУ
Рубрика "Говорят дети"


Баннерная сеть


Управление образования Администрации МГО

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки Челябинской области

Администрация Миасского городского округа

ГПМПК

ЧИППКРО