Среда
12.05.2021
22:21

RSS
 Aдрес:

456304, Российская Федерация,
Челябинская область, город Миасс, 
пл. Предзаводская, 9; пр. Автозаводцев, 8а

Связь с руководителем:
8 (3513) 55-12-49; 8 (3513) 55-12-63
 miass-dou9@bk.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №9"

Главная
Сведения об образовательной организации
Сведения о ДОУ

Запись в ДОУ




Нам важно Ваше мнение

Во имя Великой Победы!




Статистика


Досуг детей на дворовой площадке: идеи для родителей

И.К. Асташова, педагог-писхолог МБДОУ детский сад-ясли № 233, г. Ростов-на-Дону

Летом основное развлечение — это прогулки. Хорошая погода позволяет находиться с ребенком на улице более длительный промежуток времени. Посещая излюбленную детскую площадку, родители могут психологически развить ребенка с помощью дворовых игр. Как организовать досуг детей на дворовой площадке, читайте в материале.

В научной литературе можно встретить такое понятие, как детская субкультура. В широком смысле оно означает все, что создано в обществе для детей и детьми. Это некоторое культурное обобщение социально-психологического опыта, накопленного в детском сообществе на протяжении длительного времени и передающегося из поколения в поколение. Одним из компонентов детской субкультуры являются дворовые игры (приложение).

Дворовые игры — одна из разновидностей игр с правилами. Сегодня очень важно вернуть их в мир детей, потому что они способствуют не только укреплению физического здоровья, но и развитию коммуникативных навыков, чувства локтя и других значимых качеств личности (развивают ловкость, быстроту, силу, выносливость, меткость, фантазию, умение ориентироваться в пространстве и т. д.).

Важная особенность любой дворовой игры — правила. Они помогают ребенку осмыслить замысел игры и игровые действия. Их выполнение требует от него определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность и тем самым становится полезным для его развития.

Дворовая игра заставляет находить неожиданные, правильные (и неправильные — и потому часто особенно интересные) решения. Таким образом формируется и развивается одно из важных умений личности — самому принимать решения.

Дворовая игра — одно из средств профилактики социальной неуверенности ребенка, поскольку в процессе игры он:

    моделирует отношения в наглядно-действенной форме, начинает лучше в них ориентироваться;

    преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, возрастают его уверенность в себе и способность действовать в коммуникативных ситуациях;

    получает выход своей агрессивности, страхам, повышает свою эмоциональность и выравнивает импульсивность;

    формирует реальные отношения сотрудничества со сверстниками, приобретает позитивный опыт совместных действий, а значит, развивает свою социальную уверенность;

    осваивает новые способы поведения в проблемных ситуациях и усваивает их;

    развивает свое «зеркальное Я», учится оценивать себя глазами других, а также поступки других людей, соотнося их со своими понятиями о нравственности и моральных нормах поведения.

Благодаря игровой ситуации раскрепощаются замкнутые и необщительные в обычной жизни дети.

Особое значение дворовые игры имеют для формирования детского коллективизма. Дети более старшего возраста — носители и хранители этих игр — передают их младшим детям, обучают их и вместе с ними играют. Создается разновозрастное детское сообщество, в котором моделируется многомерный характер социальных отношений, существующих в действительности. Проходя подобную «школу», ребенок осваивает способы и формы взаимодействия, которые будет использовать в дальнейшем. Он учится ориентироваться в человеческих отношениях, понимать смысл и задачи человеческой деятельности.

В.С. Сухомлинский говорил, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир детей стал светлым и радостным. Одной из ниточек-веревочек, которая может заставить звенеть эти колокольчики, являются увлекательные дворовые игры.

Приложение

Дворовые игры для детей дошкольного возраста

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

«Снежный ком»

Вариант 1. Дети встают в круг. Один из них называет свое имя. Следующий ребенок называет имя первого, затем свое. Третий — имя первого, второго, свое. И т. д.

Вариант 2. Усложнение первого варианта игры. Вместе с именем детям предлагается изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (например, начинающееся на первую букву имени), хобби и т. п.

«Великолепная Валерия»

Дети встают в круг. Первый ребенок называет свое имя и прилагательное, которым он может себя охарактеризовать и которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: Валерия Великолепная, Игорь Интересный и т. д. Второй участник повторяет сказанное первым, затем называет свои имя и прилагательное к нему. И т. д.

«Трям-здравствуй!»

Участникам предлагается за 1–3 мин поздороваться друг с другом. Задача — за отведенное время поздороваться за руку с максимальным числом игроков. При этом важно, чтобы рукопожатие было доброжелательным, и участники смотрели в глаза друг другу.

ИГРЫ С МЯЧОМ

«Черевички-стоп»

Количество участников — не менее 4. Игроки выстраиваются в одну линию или по кругу. Водящий кидает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Тот, чье имя назвали, ловит мяч, остальные разбегаются в разные стороны. Мяч необходимо поймать как можно быстрее и сразу же крикнуть: «Черевички-стоп!». Все должны остановиться. Игрок с мячом выбирает любого из участников, до которого он должен добраться и дотронуться мячом. После этого он озвучивает, сколько шагов до него и какие он сделает, например: «До Славы пять гигантских шагов, девять муравьиных и один лягушачий». Добравшись до игрока, водящий бросает в него мяч. Если он заденет его — игрок становится водящим. Если он увернулся от мяча и поймал его, водящий остается прежним.

Виды шагов (в каждом дворе могут быть свои варианты):

    гигантские — максимально широкие;

    человеческие — обычные;

    муравьиные — пятка одной ноги ставится строго перед носком другой;

    утиные — шаги на корточках;

    лягушачьи — прыжки;

    верблюжьи — сначала нужно плюнуть, а потом дойти до плевка.

«Я знаю пять имен…»

Игроки по очереди берут мяч и бьют им о землю. При каждом ударе произносят: «Я знаю пять имен мальчиков: Вася — раз, Петя — два, Леша — три, Вова — четыре, Дима — пять». Закончив этот ряд слов, переходят к следующему: «Я знаю пять имен девочек… (названий городов, рек, озер, марок машин, животных, птиц, цветов и т. д.)». Если игрок ошибается, долго думает или «теряет» мяч, ход переходит к другому участнику. Когда мяч к нему возвращается, он продолжает с того места, на котором допустил ошибку.

«Десятки» с мячом

Количество игроков 2–3. Каждый участник по очереди должен выполнить следующие действия:

    ударить мячом об стенку и поймать его (один раз);

    ударить мячом об стенку с поворотом вокруг себя на 180 градусов и поймать (два раза);

    ударить мячом об стенку и поймать после отскока от земли (три раза);

    ударить мячом об стенку с поворотом вокруг себя на 180 градусов, после отскока об землю поймать (четыре раза);

    ударить мячом об стенку, хлопнуть в ладоши и поймать (пять раз);

    пропустить мяч под ногой, ударить об стенку, поймать (шесть раз);

    бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и поймать (семь раз);

    бросить мяч вверх, руки сложить кольцом и пропустить мяч в «кольцо» (восемь раз);

    ударить мячом об стенку, хлопнуть руками по коленям и поймать его (девять раз);

    отбить мяч от земли (непрерывно — десять раз).

Если игрок ошибается на каком-либо этапе, мяч передается другому игроку. Игра продолжается с того этапа, на котором была сделана ошибка.

«Вышибалы»

Количество участников — чем больше, тем лучше.

Выбираются два игрока, они становятся друг против друга на определенном расстоянии. Между ними в линию становятся все остальные игроки, лицом к тому из них, кто держит в руках мяч. Задача игроков — выбить мячом всех участников в центре. При этом участники после каждого броска разбегаются в стороны, чтобы увернуться от мяча. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «выбиты» все игроки. Но! Если кто-то из игроков поймает мяч в руки (при этом он не должен быть отбитым от земли), все участники снова возвращаются в игру.

«Картошка»

Как и в вышибалах — чем больше игроков, тем веселее.

Участники встают в круг и начинают перебрасывать друг другу мяч, как в волейболе. Если игрок не отбил мяч или удержал его в руках, он садится на корточки в центр круга (становится картошкой). Остальные продолжают играть до тех пор, пока не выявится победитель. Но! Любой из игроков может «выкопать» картошку — попав в сидящего в круге мячом. Участник, которого коснулся мяч, возвращается к игре. Если же тот, кто хотел выбить мячом сидевших в круге, промазал, он сам садится в круг. Сама «картошка» тоже может себя спасти, поймав летящий мяч (но из положения сидя). При этом все игроки, сидящие в центре, возвращаются к игре, а тот игрок, из рук которого был пойман мяч, занимает их место.

«Свечки»

Дети встают в круг, в центре — водящий. Он бросает мяч как можно выше над собой и громко называет имя одного из игроков. При этом остальные участники разбегаются врассыпную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Тот, чье имя было названо, должен как можно быстрее поймать мяч и крикнуть: «Стоп!». Участники должны остановиться, а водящий — мячом попасть в ближайшего от него игрока. Если ему это удалось, игрок становится водящим.

Правила игры:

1. Водящий должен делать «свечку», бросая мяч как можно выше.

2. Ловить мяч можно после отскока от земли.

3. После слова «стоп» нельзя сходить с места.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Светофор»

Рисуются две параллельные линии — это «дорога». Определяются боковые границы, дальше которых убегать нельзя. Все игроки встают на одной из сторон «дороги», водящий — в центре «дороги», спиной к ним. Он называет какой-нибудь цвет и быстро поворачивается. Тот, у кого названный цвет есть в одежде, показывает его и спокойно проходит через дорогу, остальные перебегают так, чтобы их не осалил водящий. Тот, кого водящий все же осалил, занимает его место.

«Зайчик»

Игроки встают в один ряд перед водящим. Каждый говорит по очереди:

Зайчик-зайчик, сколько время,

Я спешу на день рожденья,

А часы мои стоят,

Ничего не говорят.

В ответ водящий говорит, сколько шагов и каких надо пройти этому человеку (как в игре «Черевички-стоп»). Выигрывает тот из участников, кто оказался ближе всех к водящему.

КОМАНДНЫЕ ИГРЫ

«Поросята и котята»

Количество участников: от 6 человек. Игроки делятся на две команды — поросят и котят, после чего перемешиваются и закрывают глаза. По команде ведущего «Раз, два, три — начали!» поросята начинают хрюкать, котята мяукать. Задача участников — с закрытыми глазами как можно быстрее найти своих «соплеменников» и при этом не подглядывать.

«Клубочек» (или «Путаница»)

Количество участников — не менее 10.

Считалкой выбирают водящего — «бабку». «Бабка» становится спиной к игрокам на расстоянии 2–3 м. Игроки, в свою очередь, образуют круг, крепко взявшись за руки. Их задача — запутаться так, чтобы «бабке» было трудно их распутать. Можно пролезать под рукой, перешагивать через сцепленные руки и т. д. Как только игроки запутаются, они кричат: «Бабка, бабка, распутай нитки!» После этих слов «бабка» поворачивается и идет «распутывать» участников.

Правило игры: руки расцеплять нельзя.

«Невод»

Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выходить нельзя. Два игрока — водящие (если участников много, то может быть трое). Водящие — невод, остальные игроки — рыбки. Задача «невода» — наловить как можно больше рыбы.

Игроки бегают по площадке, водящие, взявшись за руки, ловят их (окружают). Если «рыба» попалась, то она сама становится частью невода, т. е. он увеличивается на одного игрока. «Рыбы» не могут рвать невод (расцеплять руки водящих), чтобы проскочить.

Выигрывает тот, кто дольше всех смог продержаться и не попасть в невод.

«Змейка»

Количество участников — чем больше, тем лучше.

Игроки выстраиваются в колонну по одному, взяв друг друга за талию. Водящий — первый игрок колонны. Его задача — осалить последнего игрока («хвост»).

Первый игрок бежит за «хвостом», участники за ним. Получается следующее: чем быстрее «голова» бежит, тем быстрее удаляется от нее «хвост». Поэтому нужно найти удобный момент, когда хвост находится на более близком расстоянии, и осалить его. Осаленный игрок становится перед ведущим, и теперь он ловит хвост колонны.

«Чай-выручай»

Среди игроков выбирается «ловишка». Его задача — «пятнать» убегающих. Участники, которых осалил «ловишка», вытягивают руки в стороны и кричат: «Чай, чай, выручай». Задача остальных игроков — освободить их (для этого нужно дотронуться до руки осаленного) и при этом самим не попасться «ловишке».

Правила игры:

1. «Осаленному» нельзя сходить с места.

2. «Ловишка» меняется через 3–5 мин.

«Три-пятнадцать»

Количество участников — 6–7.

Дети становятся в круг, выставляют вперед (в центр круга) одну ногу и произносят хором: «Три-пятнадцать!» — после чего отпрыгивают назад. Далее один из игроков начинает прыгать в сторону стоящего рядом участника, стараясь при этом наступить ему на ногу. В свою очередь этот участник отпрыгивает назад, также стараясь наступить на ногу стоящему рядом. Если ему это удается, сосед выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется один человек. Он и будет победителем.

Правило игры: наступать на ногу надо аккуратно, только обозначая движение.

ИГРЫ НА СКАМЕЙКЕ

«Колечко»

Игроки устраиваются на скамейке, выставляют руки вперед, сложив ладошки «лодочкой». Водящий, зажимая между своими ладонями колечко (или любой другой предмет небольшого размера — камешек, бусинку и т. п.), проходит через весь ряд игроков, вкладывая свои ладони в ладони игроков. Одному из них он незаметно должен положить колечко. Тот, кому досталось колечко, не должен себя выдавать. После того как водящий обошел всех игроков, он произносит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!». Задача игрока — как можно быстрее соскочить со скамейки, при этом остальные участники должны его удержать. Если им это не удалось, игрок с колечком становится водящим.

«Съедобное-несъедобное»

Участники устраиваются на скамейке, напротив — водящий с мячом. Он называет предмет и одновременно бросает мяч первому игроку. Если названный предмет «несъедобный», игрок должен отбить мяч, если «съедобный» — поймать мяч.

«Испорченный телефон»

Участники садятся в ряд на скамейку. Первый игрок шепчет на ухо рядом сидящему соседу любое слово (существительное), но произносит его быстро и не слишком разборчиво. Второй таким же образом передает услышанное третьему. Третий четвертому — и так до последнего игрока. Последний игрок называет дошедшее до него слово, а первый игрок — оригинал.

«Испорченный телефон — 2»

Участники садятся в ряд на скамейку. Первым сидит ведущий. Он придумывает любую фразу и тихо говорит ее на ухо своему соседу. Тот передает услышанное следующему игроку и т. д. В конце ведущий подходит к последнему игроку и спрашивает, какую фразу ему передали. Тот громко повторяет то, что он услышал.

Почти всегда с первой фразой происходят странные метаморфозы. Например, ведущий произнес: «Я взял козу и крикнул “беги”». А дойдя до последнего игрока, она превращается в «Я съел косу у реки».

Чтобы узнать, кто исказил фразу водящего, каждый участник повторяет то, что он услышал. Первый игрок, который переврал смысл фразы, садится в конец ряда, на его место садится ведущий. Бывает так, что фраза доходит до конца без искажений. Тогда ведущим остается прежний игрок.

Правило игры: переспрашивать нельзя.

«Монах и краски»

Из игроков выбирают «продавца» и «покупателя», остальные участники — «краски». Каждая «краска» загадывает свой цвет на ухо «продавцу», он запоминает и в то же время следит за тем, чтобы цвета не повторялись. Когда все рассядутся, подходит «покупатель» (монах), и происходит следующий диалог:

— Тук-тук.

— Кто там?

— Я монах в красных штанах, синей рубахе, приехал на собаке.

— Зачем пришел?

— За краской.

— За какой?

«Монах-покупатель» называет цвет. Если такого цвета нет, «продавец» говорит: «Такой краски нет, скачи по дорожке на одной ножке». «Монах-покупатель» должен пропрыгать вокруг скамейки, вернуться и снова попытаться заказать краску.

Если краска угадана, «продавец» называет цену (до 10). Пока тот «монах» платит — хлопает по ладони «продавца», «краска» убегает. «Монах» должен поймать «краску». Если поймал, садится на скамейку к «краскам», а «краска» становится монахом. Если не поймал, игра продолжается с теми же персонажами.

Другой вариант игры — игра «Маляр и краски».

«Маляр и краски»

Перед началом игры выбирают «маляра» и «хозяйку красок». Остальные дети становятся «красками». Каждый ребенок выбирает себе цвет, но так, чтобы «маляр» не услышал его названия. «Маляр» приходит в магазин и, обращаясь к «хозяйке», говорит:

— Я маляр в синих штанах. На коленке латка, во рту шоколадка. Пришел за краской. Разрешите взять?

«Хозяйка» отвечает:

— У меня красок много, какую тебе?

«Маляр» называет цвет краски. Если такого цвета нет, «хозяйка» говорит: «Иди по голубой дорожке на одной ножке», — и назначает число прыжков.

Если названный цвет есть, то эта «краска» должна вскочить с места и успеть добежать до противоположного конца площадки, где можно будет укрыться за линией. Если «маляр» не успел ее осалить или поймать, то диалог начинается снова.

«Маляр» должен насобирать не менее пяти «красок». Затем выбирают новых «хозяйку» и «маляра», а «краскам» присваивают новые имена.

Правила игры:

1. «Маляр» не имеет права ловить «краску», когда она только поднимается со скамейки.

2. Названия красок не должны повторяться.

«Летел лебедь…»

Количество участников — от 3 человек.

Дети становятся в круг и соединяют руки следующим образом: ладонь правой руки игрок кладет поверх левой руки своего соседа.

Игроки начинают по очереди по одному слову произносить считалочку и одновременно хлопать руками (правой рукой по ладони соседа слева):

Летел лебедь по синему небу.

Читал газету под номером… — игрок произносит цифру. Дети продолжают хлопать и считать (одна цифра — один хлопок). Тот игрок, которому выпадает назвать загаданную цифру, должен сильнее хлопнуть по руке соседа, а задача того — вовремя (не раньше!) отдернуть руку. Выбывает тот, кто ошибся. Игра длится до тех пор, пока не определится победитель — самый ловкий из участников.

 

© Материал из Справочной системы «Образование».

Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/463988/5f4e2e0c2d/?of=copy-4f2c7fe427

Поиск

Календарь
«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Новости ДОУ
Рубрика "Говорят дети"


Баннерная сеть


Управление образования Администрации МГО

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки Челябинской области

Администрация Миасского городского округа

ГПМПК

ЧИППКРО