Суббота
12.06.2021
17:21

RSS
 Aдрес:

456304, Российская Федерация,
Челябинская область, город Миасс, 
пл. Предзаводская, 9; пр. Автозаводцев, 8а

Связь с руководителем:
8 (3513) 55-12-49; 8 (3513) 55-12-63
 miass-dou9@bk.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №9"

Главная
Сведения об образовательной организации
Сведения о ДОУ

Запись в ДОУ




Нам важно Ваше мнение

Во имя Великой Победы!




Статистика


Детские провокации: что делать?

 

А.В. Фокина, канд. психол. наук, доц. каф. возрастной психологии МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва

 

Психологическая работа с детскими провокациями сложная. Она всегда носит индивидуальный характер и каждый раз строится по-разному. Однако есть ряд общих шагов, которые важно предпринять педагогу-психологу в работе с провокационным поведением.

Психологические функции провокации

Провокатор — это человек, который сам первый конфликт не начинает, но своими действиями, интонациями, словами создает конфликтную ситуацию.

Провокация — один из вариантов манипулятивного поведения. Провокационное поведение характерно для детей в период нормативных возрастных кризисов (в год, три года, семь лет), а также для каждого нормально развивающегося подростка.

Дети раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, провоцируют сиблингов и самых близких взрослых тем, что нарушают хорошо известные нормы и запреты. Подростки провоцируют сверстников и взрослых в семье и за ее пределами своим внешним обликом, жаргоном, игнорированием опасностей, своеобразием симпатий и мнений.

Провокационное поведение исполняет сложные психологические функции. Как и другие психологические проблемы, оно сигнализирует онеудовлетворенной потребности провокатора, при этом оказывает влияние на других людей и позволяет получить желаемое.

Провокация — это «щуп» для определения того, кто находится перед вами. Тот, кого провоцируют, вызывает у провокатора интерес, является для него значимым, поэтому последний совершает определенные действия по сбору информации об интересующем его объекте.

Заменяет расспросы. Что за человек перед ним (добрый или злой, жесткий или мягкий), на что он больше реагирует (на форму или содержание) и т. п. Это проверка того, пойдет ли провоцируемый человек в ответ на действия провокатора ожидаемым путем: такой ли он, как и все остальные; можно ли им управлять, уступит ли он; сможет ли сказать «стоп!»; разозлится ли, если провокатор постарается вывести его из себя; можно ли заставить его переменить свое мнение; боится ли он битвы.

Сделка. Вам — провокацию, от вас — внимание. Каждый участник провокационного взаимодействия получает какую-то выгоду. Наличие в группе ребенка, постоянно нарушающего запреты, может стать для воспитателя поводом, чтобы «законно» отказаться от объяснения материала и отвести душу в бесполезной схватке. Истерические крики и капризы ребенка дают матери право сделать то, чего она не разрешает себе при его обычном поведении (не вести его на занятие, не купить что-то, шлепнуть).

 

Способ воздействия на ситуацию. Ребенок получает желаемый результат с помощью провокации. Например, он демонстрирует скуку для того, чтобы воспитатель изменил те или иные педагогические приемы или содержание занятия. Или совершает определенные действия, чтобы не дать матери заниматься младшим ребенком (с целью обратить внимание на себя).

Способ спасения. Провокация, вызванная желанием избавить себя или значимого близкого от непереносимых чувств. Например, ребенок нарушает тишину в группе ради того, чтобы совладать с тревогой, возникшей в результате наличия у него определенного опыта (тишина в его доме не сулит ему ничего хорошего). Или совершает мелкую домашнюю кражу — чтобы вызвать у матери родительскую тревогу и отвлечь ее таким образом от женского горя.

Как диагностировать провокационное поведение

Провокационное поведение педагог-психолог диагностирует в ходе консультативной беседы и наблюдения.

Валидные методики, которые позволяли бы отнести действие к провокации, отсутствуют.

Критерии, по которым поведение ребенка можно отнести к разряду провокационного:

    совершается в социуме — во время завтрака раскидывает тарелки в разные стороны; переворачивает все цветочные горшки в кабинете;

    является активным, целенаправленным и произвольным — бросает варежки в лицо сверстнику; во время занятия по рисованию не притрагивается к карандашам и бумаге;

    имеет оттенок неспонтанности, неестественности, ребенок подавляет или утрирует естественную реакцию (слишком громко смеется, слишком подчеркнуто скучает), организует специальные условия и обстоятельства (разбрасывает кубики по всей комнате, выхватывает у брата из рук игрушки);

    по интенсивности и содержанию отличается от типичного, нормативного, привычного поведения, несет в себе вызов, нарушает какой-то запрет или правило, взламывает табу, часто помещает партнера по общению в невыносимую социальную ситуацию (долбит лопаткой по железным качелям, несмотря на крики и уговоры бабушки; выбрасывает игрушки в урну);

    подводит другого человека к какой-то реакции (каким-то результатам). У такого поведения может быть много целей, но одна из них обязательно находится в эмоциональной плоскости — получить от партнера по общению определенные чувства, переживания, вывести его из равновесия. Например, младший ребенок подбегает к старшему и толкает его до тех пор, пока тот не погонится за ним.

Ребенок-провокатор после профессионального воздействия завершает провокации (т. е. «исчезает симптом»). Другое дело, что в рамках консультирования проявляются вызвавшие провокацию значимые неудовлетворенные потребности (во внимании, одобрении, наказании и проч.).

Судить о ребенке-провокаторе по его непосредственному поведению в условиях консультации нельзя! И рекомендация типа «поскольку со мной он ведет себя прекрасно, делайте, как я, и так же прекрасно он будет вести себя с вами» не может быть решением проблемы.

Алгоритм работы с провокациями

Как выстроить работу с провокационным поведением ребенка? Рассмотрим основные шаги.

1. Внимательно и тщательно собрать жалобы, анамнез.

Цель: выявить совокупность условий, которые служат средой для провокационного поведения.

Задача — определить:

    насколько генерализованным является такое поведение;

    имеет ли оно место ежедневно, на каждом игровом сеансе, в отношениях со всеми взрослыми (в этом случае оно, вероятнее всего, сигнализирует об обобщенном отношении к взрослым) или только в присутствии определенных ровесников (тогда это способ выстоять в их компании, занять единственную важную, по мнению ребенка, нишу);

    ведет ли провокатор себя так в ответ на конкретное отношение к нему (например, в ответ на безучастность, отсутствие учета его интересов, невнимание к обновке);

    что делают люди (ровесники, взрослые), в присутствии которых это происходит.

Результат: «психологический портрет» (схема) ситуации, в рамках которой провокация является ожидаемой, например: занятие с достаточно гибкими границами дозволенного, которые к тому же зависят от настроения воспитателя, невысокий темп занятия; высокая рабочая и бытовая нагрузка матери и т. п.

2. Сформулировать запрос на психологическую работу.

Запрос от педагога, родителя должен быть выполнимым. Не стоит принимать запрос «пусть ребенок перестанет так делать».

Задачи:

    диагностировать личностные качества, значимые отношения и обстоятельства, которые способствуют возникновению провокаций;

    выяснить функции провокационного поведения ребенка, обучить его способам прямого получения желаемого.

Результат: рекомендации педагогам и родителям по поводу того, как вести себя в ответ на детские провокации.

3. Определить роль второго участника провокационного поведения.

Цель: понять реальную роль взрослого или другого ребенка в возникновении и устойчивости провокационного поведения, которое им и адресуется.

Провокации в контактах с любыми взрослыми свидетельствуют о длительных, дисфункциональных детско-родительских отношениях, ущемленных значимых потребностях. Это свойственно детям, которым неоднократно приходилось убеждаться во враждебности значимых для них взрослых людей (из социально неблагополучных семей, жертвам насилия и др.). Если же провокация адресуется конкретному лицу, то очевидно, что она вызвана какими-то его действиями.

Задачаи результат работы — найти ответы на вопросы:

Часто провокации — это форма защиты. У многих не вполне уверенных в себе людей есть стратегия: Лучшая защита — это нападение. в результате они начинают вести себя агрессивно именно там, где чувствуют себя неуютно.

    Что меняется в «жертве» провокационного поведения в ответ на него? Что меняется в ситуации с возникновением провокации?

    Становится ли адресат провокации понятным, конгруэнтным, предсказуемым или, напротив, отказывается от своей цели?

    Отвлекается ли, А от Б и начинает ли взаимодействовать с В?

    Становится ли спровоцированный непослушанием отец грубым, что заставляет мать и бабушку превращаться в защитников ребенка, жалеть его и отменять наложенный отцом запрет на что-либо? И т. п.

4. Определить выгоду каждого из участников общения.

Цель: определить, что делает каждый участник общения в условиях провокации и что он получает.

Так, выгода ребенка-провокатора может состоять в том, чтобы получить от матери больше ласки; переключить внимание конфликтующих друг с другом родителей на себя и отвлечь их от пугающей перспективы разрыва; получить защиту от действий разозлившегося в ответ на провокацию брата и доказать родителям, что «я лучше, чем он»; не выполнять скучное задание, заслужить одобрение, вызвать симпатию и т. д.

Выгода матери — возможность выразить накопившиеся негативные эмоции в ответ на провокацию, оправдать нежелание заниматься ребенком («раз ты так, то играй один») и т. п. Выгода воспитателя в том, чтобы не выполнять надоевшую работу, получить небольшое разнообразие, вылить накопившиеся негативные эмоции.

5. Определить, можно ли получить желаемую выгоду, не прибегая к провокации.

Цель: исследовать возможности получения желаемой выгоды иными способами. Найти ответы на вопросы:

    Каким образом может быть достигнута та цель, которая сейчас достигается провокацией?

    Что сможет сделать ребенок, если не будет провоцировать?

    Каким будет занятие, если никто из детей не произнесет на нем без дела ни звука?

    Может ли воспитатель усовершенствовать свои педагогические приемы, разбавив монотонный монолог живым общением, без реакции крайнего раздражения на поведение отдельных детей?

    Как детям выдержать скандалы родителей, не отвлекая их на возобновляющийся дележ игрушек и взаимные пинки? И т. п.

6. Оказать провокатору психологическую помощь.

Цели: осознать, что провокация вызвана не злой волей ребенка, а желанием выжить в сложившихся жизненных обстоятельствах; проявить сочувствие.

Задачи:

    разъяснить ребенку-провокатору, в каких ситуациях возникает провокация;

    дать возможность понять, какова реакция на реакцию:

    – что ребенок получает от адресата провокации;

    – какова цена такого поведения;

    – кому на самом деле должны быть адресованы чувства, лежащие в основе провокации (например, матери, а не воспитателю), какие это чувства (просьба о поддержке, а не провокация бешенства).

Только в случае, если ребенок осознает социальный контекст и личные переживания, которые продуцируют провокацию, его можно обучить заявлять о своих потребностях, самоутверждаться другими (прямыми) способами.

Концепция «четырех ошибочных целей детского поведения»

Значительную помощь в определении вектора работы с ребенком может оказать знаменитая концепция «четырех ошибочных целей детского поведения» австро-американского педагога и психолога Рудольфа Дрейкурса.

Согласно ей о неосознаваемых целях ребенка свидетельствуют чувства, которые возникают у взрослого в ответ на детские поступки. Так, раздражение родителя — сигнал о потребности ребенка во внимании к нему, его нежелании чувствовать себя пустым местом. Гнев — показатель проверки на прочность, результата поединка, борьбы за власть по типу «ты мне ничего не сделаешь». Обида взрослого — следствие детской мести, ответа на прежде нанесенную рану. Жалость и беспомощность родителя по отношению к детской проблеме — показатель скрытой мотивации ребенка на избежание неудач.

7. Разработать рекомендации.

Рекомендации, адресованные взрослым, должны быть последовательными, понятными и выполнимыми. Направляются не только на симптом — провокационное поведение, но и на его причину — отношения между провокатором и адресатом, значимые отношения вообще, неудовлетворенные потребности.

Как составить рекомендации для воспитателей и родителей

Рекомендации воспитателю по работе с детскими провокациями напишите по схеме:

    перечислите типичные варианты провокаций, которые устраивает ребенок (выкрикивает; нарушает правила; не достает нужные принадлежности);

    опишите функции провокации (изучает вас, привлекает внимание, проверяет на устойчивость, выражает свой интерес, хочет получить помощь, протестует против того, что не учитывают его мнение, повышает статус в референтной группе);

    перечислите выгоды, которые ребенок получает от типичного поведения воспитателя (оказывается в центре внимания; ощущает собственную значимость; изливает накопившуюся обиду на взрослых и раздражение; получает помощь; приобретает право не делать задания);

    предложите альтернативные варианты поведения взрослого.

Альтернативные варианты поведения воспитателя в ситуации провокации

1. Реагировать только на первую шалость (провокацию).

2. Использовать правило «сначала сделай то, что нужно мне, потом получишь то, чего хочешь».

3. Коротко, немногословно, однозначно высказаться о своих реальных чувствах («сержусь», «раздражаюсь», «смешно, но надо работать») и перейти к делу. Не давать сценарию развиваться привычным образом, не вступать в переругивание.

4. Не задавать риторических вопросов («Ты что, самый умный?») — они делают диалог бессмысленным.

5. Поощрять здоровое поведение: улыбкой, похвалой, вниманием, мягким тоном; присвоением жетона (значка, плюсика) как символа достижения, возможностью заняться тем, от чего ребенок получает удовольствие.

6. Повысить темп занятия, дать персональное задание.

7. Обратить внимание на поведение остальных детей, переключить внимание группы на другую работу или другой диалог (лучше с популярным в группе ребенком).

Рекомендации родителям формулируйте аналогично:

    укажите, что ребенок провоцирует значимого для себя человека, от которого хочет что-то получить;

    опишите специфику взаимодействия с ребенком, в ходе которого он начинает провоцировать (устал, скучает, не справляется, чувствует себя одиноко, хочет отвлечь родителя от чего-то);

Понимание функций и выгоды провокационных действий — эффективное средство коррекции поведения участников взаимоотношений.

    перечислите функции провокации (добивается внимания от NN; переключает внимание с события, А на событие Б; проверяет, может ли провоцируемый изменить то или иное правило; ищет помощи или сочувствия; формирует собственную цель в бессмысленной для него ситуации);

    опишите происходящие в семье события с точки зрения ребенка и покажите те из них, в которых он вынужден действовать, не имея никакой собственной цели (находится в условиях более или менее выраженного насилия);

    предложите варианты модификации бытового взаимодействия родителей и ребенка (чем бы он мог заняться, в то время как… если бы не…; что можно сделать, чтобы ребенок почувствовал важность для родителей своих переживаний и отношения к ситуации; дать ему право и возможность исследовать ситуацию и прямо выразить свое отношение к ней);

    предложите альтернативные варианты реагирования (соблюдать режим; не накладывать запрет на провокационное поведение, а задать соответствующие ему вопросы — «Ты устал (злишься)?», «Тебе не хочется это делать?», «У тебя не получается?», «Тебе хочется поиграть с сестрой?», «Ты волнуешься?»; понятно и коротко сообщить о своих чувствах — «мне обидно», «я злюсь», «я устала»).

© Материал из Справочной системы «Образование».

Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/502052/051bcab45f/?of=copy-78c7bf9379

Поиск

Календарь
«  Июнь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Новости ДОУ
Рубрика "Говорят дети"


Баннерная сеть


Управление образования Администрации МГО

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки Челябинской области

Администрация Миасского городского округа

ГПМПК

ЧИППКРО