Среда
12.05.2021
23:09

RSS
 Aдрес:

456304, Российская Федерация,
Челябинская область, город Миасс, 
пл. Предзаводская, 9; пр. Автозаводцев, 8а

Связь с руководителем:
8 (3513) 55-12-49; 8 (3513) 55-12-63
 miass-dou9@bk.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №9"

Главная
Сведения об образовательной организации
Сведения о ДОУ

Запись в ДОУ




Нам важно Ваше мнение

Во имя Великой Победы!




Статистика


Что такое учебная активность будущего первоклассника

 

О.В. Хухлаева, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии

ГБОУ ВПО МГППУ

Е.В. Зыков, канд. психол. наук, доцент Армавирской государственной педагогической академии

 

В начальной школе ребенок с помощью взрослых учится достигать успеха в учебной деятельности. Освоение новой для него позиции ученика и формирование воли к преодолению трудностей дает ему важную привычку, которая пригодится и в будущей взрослой жизни, — «включение» учебной активности всегда, когда это необходимо.

С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности — учебной. Конечно, он уже в детском саду знакомится с ней, но в дошкольном возрасте основным источником развития выступает игровая деятельность — она занимает основную часть времени. В школе же эту функцию начинает выполнять деятельность учебная. Именно через нее у ребенка происходит развитие личности и познавательной сферы.

Важно помнить, что учеба — это первая продуктивная деятельность ребенка. Можно назвать ее предпосылкой к трудовой деятельности в будущей взрослой жизни. Действительно, ребенок осваивает знания и умения, необходимые для жизни в обществе. Не зря многие дети называют школу своей работой, а учителя хвалят их: «Хорошо потрудились!».

Однако период учебной активности не заканчивается в детстве. Без нее трудно представить и жизнь современного взрослого человека. Можно сказать, что через всю свою жизнь человек проносит опыт применения тех учебных навыков, которые прививаются в младшем школьном возрасте.

Почему же некоторые люди, пройдя школу, не хотят учиться дальше, не могут этого делать?

Дело в том, что просто посещение ребенком школы не гарантирует появления у него учебной активности. Чтобы это произошло, необходимы определенные шаги, которые должен сделать ребенок сам или с помощью взрослых.

Освоение позиции школьника

Первый шаг ребенка на пути формирования учебной активности — освоение позиции школьника. Взрослые часто недооценивают как значимость, так и сложность этой ступени.

Что включает в себя позиция школьника?

Первое — это умение слышать учителя, т. е. не только воспринимать то, что он говорит, но и осуществлять действия, которые требуются от школьника. Это называют умением выполнять инструкции или принимать правила урока и следовать указаниям учителя. Но иногда дети начинают выполнять задания, не дослушав инструкцию, а некоторые слушают ее, но потом забывают или же торопятся и пропускают нужные действия. Одним детям трудно сосредоточиться на инструкции, и это называют невнимательностью; другим — сложно справиться со своим «хочу делать по-своему». Поэтому следовать инструкции учителя ребенок учится в первые месяцы школьной жизни.

Второй компонент позиции ученика — наличие у ребенка стремления справляться с учебными трудностями. Подчеркнем, что речь идет не об умении преодолевать сложности (это будет происходить позже), а о самом стремлении, т. е. желании и старании всеми силами выполнить тяжелое задание, даже если придется пробовать несколько раз, просить помощи у взрослого, но не бросать его. И к тому же не переживать слишком сильно, не создавать себе стрессовую ситуацию и не болеть от этого. К примеру, если ребенок, сделав ошибку в ответе на вопрос учителя, перестал поднимать руку, то именно такого стремления у него и не хватает.

Третий компонент позиции школьника связан с тем, что обучение происходит в условиях класса. Значит, детям необходимо уметь не только отвечать, но и выслушивать других. А это не так интересно, как говорить самому, — нужно заставить себя подождать, пока учитель спросит, даже если ребенок знает ответ, который просто срывается с языка. Некоторые дети в таких ситуациях даже поначалу обижаются на учителя или одноклассника: «Почему меня не спросили первым?», «Почему его, а не меня?». А порой они почти вываливаются из-за парт с тянущейся вверх рукой, выкрикивая: «Я, я!». Необходимы время, большая работа как педагогов, так и самих детей, чтобы последние научились принимать во внимание интересы друг друга.

Важно и умение слушать то, что скажет одноклассник, иначе материал урока будет восприниматься с большим трудом. К примеру, учитель часто просит детей несколько раз повторить правило, чтобы они его лучше запомнили. Тот, кто в это время будет играть с линейкой или отвлекаться на что-то еще, а не слушать ребят, правило на уроке не выучит, и ему придется это делать дома.

Взаимодействие с ребенком в семье должно обеспечивать ему баланс между «надо» и «хочу».

Несмотря на то что формируется и проявляется позиция ученика в школе, она важна и для родителей. Ведь ее фундамент — особенности взаимодействия с ребенком в семье до школы. Если бы это было не так, то без ответа остался бы вопрос: почему в одном классе у одного учителя у некоторых детей позиция ученика формируется легко и быстро, а у других — медленно и трудно? Оптимально такое взаимодействие в семье, которое обеспечивает ребенку баланс между необходимостью приспосабливаться к требованиям и правилам взрослых и возможностью заявлять открыто о своих желаниях, т. е. между «надо» и «хочу».

К примеру, когда дошкольник хочет играть, поздно ложиться спать, покупать новые игрушки или есть сладости, то это нормально, если вместе с тем он будет самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, ложиться спать вовремя и помогать взрослым. Ведь выполнение всех этих «обязанностей», с одной стороны, важный вклад ребенка в «копилку» уверенности в себе, с другой — одна из существенных предпосылок умения преодолевать трудности в школе.

Посмотрите внимательно на своего ребенка: чего у него больше — «хочу» или «надо»? А может быть, уже есть баланс?

После усвоения ребенком позиции школьника следующий шаг в формировании учебной активности — волевое развитие. И для этого ему предстоит сделать даже не шаг, а рывок.

Развитие воли ребенка

Часто воспитатели в детском саду, а затем и педагоги в школе жалуются родителям на ребенка: не сидит спокойно, не доделывает задание до конца, выкрикивает с места, разговаривает с соседом на уроке. Иногда они прямо утверждают, что у ребенка не сформировано волевое поведение. Так что же это такое?

Сразу оговоримся, что речь идет только об абсолютно здоровых детях. Дело в том, что нередко физиологические особенности ребенка, обычно называемые гиперактивностью, имеют проявления, схожие с волевым поведением. Не будем их рассматривать, т. к. гиперактивность имеет не только психологические причины. Это важно учитывать, поскольку в младшем школьном возрасте воля ребенка бурно развивается. С одной стороны, для этого появляются физиологические предпосылки — увеличивается сила нервной системы и инертность нервных процессов, необходимых для волевого поведения. С другой — это диктуется необходимостью школьного обучения.

Конечно, истоки волевого поведения лежат в более раннем детстве. Уже на третьем году жизни у малышей обнаруживается самообладание. Оно заключается в отказе от чего-либо приятного, а также в решимости сделать нечто неприятное, если необходимо. Это первое самостоятельное проявление ребенком силы воли.

С 4 лет развивается контроль своих действий. На 4-5-м году жизни у детей проявляется послушание, обусловленное пробуждающимся у них чувством обязанности и чувством вины перед взрослым, если ребенок не выполнил то, что от него требовалось. В старшем дошкольном возрасте ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: начинает брать на себя обязанности и действовать из сознания необходимости довести дело до конца.

Однако, как говорилось выше, настоящий рывок в волевом развитии приходится на младший школьный возраст. При каких условиях он возможен и что могут сделать родители в этом направлении?

Два компонента воли

Воля — многогранное понятие. Обычно в ней выделяют два компонента: 1) умение сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с требованиями социального окружения, т. е. сознательное управление своими действиями; 2) умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца.

Если говорить о первокласснике, то уже в начале учебы перед ним встает громадная «корзина» школьных правил, которые необходимо усвоить, причем достаточно быстро. Как поднимать руку, когда хочешь ответить? Как проситься в туалет на уроке? Что делать, когда звенит звонок? Сколько клеточек в тетради отступать после домашней работы, а сколько — между примерами? Мы пробовали подсчитать количество правил, которые ребенок должен сначала просто запомнить, а потом и научиться выполнять, — нам это не удалось.

Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются дети, особенно активные, — невозможность высказаться на уроке всегда, когда хочется. Действительно, когда ребенок знает ответ, он тянет руку, но в классе много учеников, и приходится ждать, когда до него дойдет очередь. Активиста начинают ругать за выкрики: «Ты не один в классе», — и есть вероятность того, что он перенаправит свою энергию от учебы на что-либо другое, например щипание за бок своего соседа.

Необходимо развивать не абстрактную «силу воли», а конкретные компоненты воли, причем делать это поэтапно. Ни в коем случае нельзя пропустить зачатки мотивации ребенка к проявлению волевого поведения. Взрослые часто забывают о том, что малышу делать это трудно, неинтересно и не нужно. В некоторой степени это напоминает ситуацию с приучением к опрятности, когда требуемое поведение необходимо скорее взрослому, чем ребенку. Поэтому важно, чтобы он сам захотел иметь сильную волю и узнал, в каких конкретных действиях она проявляется, например, не выкрикивать на уроках, а ждать, пока спросят, и т. п.

Начальный этап развития воли — тренировочный: ребенку дают игровые задания, с которыми он может успешно справиться и проявить волевое поведение. Главное — помочь первокласснику поверить, что он способен их выполнить. И только после этого можно переходить к стимулированию ребенка проявлять данный аспект волевого поведения в реальной жизни. Когда оно автоматизируется, можно «запускать» следующий аспект по той же схеме — постановка цели, мотивирование, тренировка, подведение итогов, т. е. поощрение ребенка, постоянная фиксация его маленьких побед. Конечно, не стоит ожидать быстрых результатов. Контроль взрослых за проявлением волевого поведения от 1-го к 4-му классу должен снижаться, но не исчезать полностью.

Важно помнить, что если взрослый говорит «нельзя», но ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, а после слов «надо делать уроки» он убегает и невыполнение требований остается для него без последствий, — нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

Следует учитывать, что ребенку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-либо, чем указанию делать что-то другое. Поэтому взрослым целесообразнее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме: «Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешь делать».

Также важно, что групповой (командный) соревновательный мотив стимулирует проявление силы воли в большей мере, чем индивидуальный. Поэтому если в семье несколько детей, можно придумать игровые соревновательные формы развития воли.

Не менее чем способность управлять своим поведением, важен второй компонент воли — умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца. Действительно, в школе ребенок встретится с разными учебными заданиями. Одни ему будут интересны, он легко их выполнит и получит похвалу взрослых. Другие окажутся не только менее интересными, но явно скучными и сложными, например, написание одного и того же крючочка на целую строчку — напрягается и затекает рука, ведь нужно выдержать наклон, размер и форму крючков. Некоторые не будут получаться, и захочется их бросить. И как раз умение доводить дело до конца, сталкиваясь с трудностями в учебе, начинает формироваться с помощью взрослых именно в первом классе. Обычно данный процесс происходит непросто. Одна из причин — отсутствие у детей психологической готовности к школе как к месту, где нужно преодолевать трудности.

В связи с этим полезно прочитать с ребенком и обсудить сказку «Котенок Маша»1.

С возрастом сложность предъявляемых ребенку требований должна возрастать. В этом случае он сам убеждается в том, что с его увеличившимися потребностями считаются, т. е. признают его самого уже «большим». Однако при этом надо учитывать и меру трудностей, которые придется преодолеть ребенку, и не превращать развитие его волевой сферы в самоцель, в скучное и нудное занятие.

В жизни встречаются две воспитательные крайности, каждая из которых таит в себе серьезную опасность. Первая заключается в том, что ребенка изнеживают, расслабляют его волю, избавляя от необходимости прилагать любые усилия. Между тем готовность к применению усилий, чтобы достичь результата, — совершенно необходима в жизни, но она не дается сама собой, к ней нужно приучать. Когда дело совершенно непривычное, оно кажется непосильным, и лишь привычка облегчает его выполнение.

Другая, тоже не малая опасность заключается в перегрузке детей слишком трудоемкими заданиями. Обычно они не выполняются, и создается привычка бросать начатое, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило — доводить дело до конца.

 

 

© Материал из Справочной системы «Образование».

Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/470803/1c5d8cea0f/?of=copy-a0f1327044

Поиск

Календарь
«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Новости ДОУ
Рубрика "Говорят дети"


Баннерная сеть


Управление образования Администрации МГО

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки Челябинской области

Администрация Миасского городского округа

ГПМПК

ЧИППКРО